Юридический адрес является важнейшим элементом для коммуницирования с налоговыми органами, контрагентами и банками. Если он будет недостоверным об этом рано или поздно узнают все заинтересованные лица, в результате чего дальнейшая деятельность компании будет невозможна. Сегодня мы расскажем о достаточно серьёзных проблемах, которые могут произойти с любым бизнесом.
Из этой статьи вы узнаете, что нужно делать, чтобы юридический адрес вновь стал достоверным, как поступить, если убрать эту метку не удалось, и как не допускать подобной ситуации в будущем.
Проверка достоверности адреса
Когда юридический адрес компании может стать недостоверным? Происходит это в том случае, когда налоговая внесла соответствующую запись в реестр. Чтобы проверить этот статус, необходимо заказать выписку. В строке «Адрес» вы увидите надпись, что он является недостоверным, также в скобках будет указана причина.
Отметим, что недостоверными могут оказаться только адреса юр лиц. Налоговая не проводит проверку домашних адресов индивидуальных предпринимателей.
Причина недостоверности адреса
Существует несколько причин, по которым налоговая проводит проверку адреса, после чего она может внести запись о недостоверности. Как вы могли догадаться, решение принимается уполномоченным сотрудником ИФНС и зачастую от его лояльности зависит, насколько комфортным будет ведение бизнеса в подконтрольном округе. Поэтому многие выбирают юридические адреса исходя из принадлежности адреса к определённой ФНС. У нас на сайте можно выбрать юридический адрес по этому параметру.
- Юридический адрес может быть признан массовым, если в одном здании зарегистрировано пять и более фирм. В этом случае у налоговой есть основания провести проверку на массовость, но критерии всё же определяются в конкретных субъектах ФНС. Так в Москве массовыми считаются адреса, в которых размещено больше 10 компаний. Для проверки любого помещения достаточно просто зайти на сайт налоговой.
- Налоговая могла получить заявление от заинтересованных лиц, чтобы адрес был признан недостоверным. Такими лицами могут выступать контрагенты, банки, а также собственники помещений. В случае с собственниками помещения, причиной такого поведения может стать банальный конфликт, поэтому покупать юридические адреса лучше через надёжных посредников, чтобы минимизировать контакты и предоставить соблюдение интересов всех сторон. Контрагенты могут подать на запрет в случае, если не получили ответ на свои письменные запросы.
- Собственник помещения имеет право подать заявление с запретом использования его в качестве юр адреса. В этом случае недостоверными станут все адреса компаний, которые арендуют офисы в данном помещении.
- Налоговая проверила определённый адрес и пришла к выводу, что там нет заявленной компании. У инспекторов есть право произвести проверку адреса абсолютно в любой момент. Делают они это тогда, когда сомневаются, что адрес достоверен. Например: не смогли дозвониться до директора.
«Во всех налоговых есть специальные отделы, которые осуществляют оперативный контроль. Они должны проверять достоверность всех сомнительных адресов. При этом на место обязательно выезжает представитель налоговой из такого отдела.»
Статус недостоверных данных присваивается не моментально. Первоначально директору отправляется уведомление от инспектора. В обращении будет просьба о подтверждении адреса. Ответ должен поступить в налоговую в течение 30 дней.
«Налоговая проверяет адреса для того, чтобы вести активную борьбу с компаниями-однодневками. Но даже у больших фирм часто возникают проблемы. Обычно такие компании снимают офисы в аренду в солидных бизнес-центрах. При этом никого не волнует, что письмо может просто затеряться на почте. Другой вариант – собственник не ответил, когда звонила налоговая. Недостоверность вполне может возникнуть абсолютно у любого бизнеса.»
Возможные последствия
Если юридический адрес недостоверен, у бизнеса может возникнуть масса проблем.
С такой компанией не захочет работать ни один контрагент. Недостоверность будет отображаться в таких ресурсах как: СБИС, Контур.Фокус, ЕГРЮЛ, СПАРК. Контрагенты попросту не захотят работать с той фирмой, которую невозможно отыскать по юридическому адресу.
«Если вы хотите произвести бесплатную проверку контрагента, воспользуйтесь сайтом nalog.ru Необходимо знать ИНН интересующей фирмы, в отчёте вы получите полную выписку.»
Банки не станут открывать расчётный счёт такой компании. Если у фирмы уже есть расчётный счёт, все операции будут проверяться службой финмониторинга, либо он вовсе будет закрыт. У банка есть право расторжения договора на обслуживание через обращение в суд. Если же счета у компании нет, ей попросту откажут в том случае, если её адрес недостоверный.
Такая компания не сможете зарегистрировать изменения в реестре ЕГРЮЛ. Не удастся открыть новый филиал, продать долю или сменить директора. Сначала нужно будет убрать недостоверность, чтобы получить возможность заниматься остальными действиями.
Компания будет ликвидирована в принудительном порядке. Если на протяжении полугода запись о недостоверности не будет убрана, налоговая начнёт принудительную ликвидацию такой фирмы. Эта процедура занимает примерно 3 месяца и, если за это время адрес будет изменён, ФНС отменит процесс ликвидации.
Директор не сможет принимать участие в другом бизнесе. Такие ограничения коснутся генерального директора партнёров, доля которых составляет 50%. Пока будет стоять отметка о недостоверности юридического адреса в реестре, они не смогут стать соучастниками и директорами других фирм.
Также директор компании с недостоверным юр адресом получит штраф. У налоговой есть право оштрафовать директора на сумму от 5000 до 10000 ₽ за недостоверность адреса. Будьте осторожны! Если это повторное нарушение, директор может получить запрет на деятельность сроком до трёх лет.
Как убрать недостоверность
Для избавления от записи о недостоверном адресе, можно воспользоваться следующими способами:
- обжаловать решение, вынесенное налоговой;
- сменить адрес.
Обжалование решения налоговой
В том случае, если отметка о недостоверном юридическом адресе в ЕГРЮЛ была внесена налоговой незаконно, можно обратиться в управление ФНС по вашему субъекту или в суд. На обжалование в налоговой понадобится примерно 1 месяц, для обжалования в судебном порядке – максимум три месяца. Для подтверждения незаконности решения ИФНС нужно предоставить запросы на почту, показания собственника данного помещения и информацию о платежах.
«Есть возможность обжалования недостоверного адреса в суде. Это действительно стоит сделать. Но данная работа не окупается! Она требует времени, также придётся тратиться на опытного юриста. Обжаловать стоит в тех ситуациях, когда инспекторами налоговой нарушен закон. Таких ситуаций не много, примерно каждый десятый случай.»
Смена юридического адреса
Если в реестре уже есть недостоверность, ругань в налоговой не поможет. Требуется смена адреса.
Найдите новое помещение. Арендодатель должен предоставить договор аренды, который нужно будет приложить к заявлению.
Соберите документы для внесения изменений. Нужно заполнить форму № Р13014. Это новая форма, заполнятся в зависимости от особенностей вашей компании. Например, ранее приходилось заполнять формы № Р13001 или № Р14001, в зависимости от написания адреса в уставе, сейчас достаточно заполнить соответствующие поля новой формы. Новая форма избавляет от путаницы в выборе.
Какие документы нужны, чтобы сменить адрес в уставе:
- заполненное по форме № Р13014 заявление;
- протокол или решение о принятии новой редакции устава;
- обновлённый устав (два экземпляра);
- договор, подтверждающий аренду другого помещения.
Какие документы нужны, чтобы сменить адрес в реестре ЕГРЮЛ:
- заявление по специальной форме № Р13014;
- договор, подтверждающий аренду нового помещения.
«С 25 ноября 2020 года для смены юридического адреса в уставе и справочнике ЕГРЮЛ была сделана единая форма № Р13014! Она объединяет в себе формы Р13001 и Р14001 и в зависимости от ситуации требует от вас заполнения определённых страниц.»
Если вы обратитесь к нам за покупкой юридического адреса, мы поможем убрать отметку о недостоверных данных бесплатно, и подготовим все документы согласно новым требованиям. На свои услуги даём гарантию!
Все документы нужно отправить в налоговую. Действовать можно тремя способами:
Через интернет с обязательной электронной подписью.
Для этого необходимо подготовить документы с помощью программы от налоговой ППДГР и отправить их через сайт федеральной налоговой службы.
По почте или лично.
Требуется заверить подпись директора на заполненном заявлении у нотариуса. Подготовьте пакет документов и отвозите в налоговую лично или отправьте по почте. Во втором случае необходима опись вложения, а также уведомление о доставке письма.
С помощью нотариуса.
Он может самостоятельно произвести отправку документов, подписав их своей электронной подписью. Данный вариант удобен в случае, если налоговая расположена в другом населённом пункте.
Какой выбрать адрес
Для смены юридического адреса подойдут помещения двух типов.
Нежилое помещение. Хорошо, когда есть своё нежилое здание, но можно и арендовать его. Здесь существуют хитрости:
- Если вы арендуете офисы в бизнес-центре, тогда можно сменить офис на другой.
- Если недостоверным адресом указан этаж, тогда можно указать офис с этого этажа.
Помещение жилое. У директора есть возможность сменить юридический адрес на квартиру, в которой он прописан. При этом он должен получить согласие в письменном виде всех собственников жилья. Если директор компании зарегистрирован в другом городе, фирма в этом случае тоже сменит свою прописку.
Как действовать после того, как адрес изменён
Налоговая должна сделать соответствующую запись в реестре ЕГРЮЛ и сообщить о смене адреса только ИФНС, которая расположена по району нахождения фирмы. Всем остальным нужно будет рассказать самостоятельно, что адрес изменился.
Для банков нужно составить заявление. Документ отправляют в электронном виде через ваш банк-клиент.
Контрагентам также следует сообщить. Они должны знать, куда им теперь отправлять корреспонденцию. Специально для этого рассылаются уведомления в письменном виде. Если почтовый адрес не изменился, об этом следует сообщить отдельно.
В том случае, если фирма принимает участие в каких-то разбирательствах в суде, необходимо обязательно сообщить судьям, что реквизиты изменились.
Как избежать подобных проблем в будущем
Перед тем, как заключать договор, нужно пообщаться с арендодателем. Стоит выяснить, как он относится к запросам налоговой, отвечает ли на звонки директор или это делает менеджер, секретарь.
Необходимо оперативно реагировать на все запросы налоговой службы. Давать ответ на уведомление необходимо в течение месяца. К ответу стоит приложить уведомление налоговой и копию договора аренды.
Стоит научить ваших сотрудников, как вести диалог с налоговой по телефону. Для проверки инспекторы часто звонят на номер фирмы. Важно, чтобы ваши сотрудники не положили трубку, а все подробно объяснили.